О практике регистрации актов гражданского состояния в Великобритании
Вопросы ЗАГС в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, в зависимости от региона, регулируются собственными законодательными актами.
На территории Англии и Уэльса действует «Акт регистрации рождения и смерти 1953 г.», «Акт о браке 1949 г.», в Шотландии – «Акт о регистрации рождений, смертей и браков в Шотландии 1965 г.». В Северной Ирландии применяется «Указ о браке в Северной Ирландии 2003 г.» и «Указ о регистрации рождения и смерти в Северной Ирландии 1976 г.».
Бюро регистрации актов гражданского состояния (далее – Бюро) на территории страны является основным компетентным органом, осуществляющим регистрацию актов гражданского состояния. Местная специфика предполагает, что в Бюро хранится оригинал оформляемого при регистрации документа. Любое свидетельство, выпущенное на основании записи в реестре Бюро, является заверенной копией. Заверенная копия записи может быть выдана без ограничения по времени после регистрации в нескольких экземплярах. Все заверенные копии обладают равной юридической силой вне зависимости от даты выдачи. Повторный документ может быть выдан либо заявителям лично (свидетельство о смерти – близким родственникам), либо по доверенности британского образца адвокату. Процедура истребования по запросу РЗУ на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии не работает.
Регистрация рождения
Британские законы предусматривают удостоверение факта рождения ребенка на территории любого из регионов независимо от гражданской принадлежности родителей с обязательной последующей выдачей свидетельства о рождении (бланк по содержанию отличается в каждом из регионов страны). Срок, в течение которого родители обязаны зарегистрировать рождение, ограничен 21 днем в Шотландии и 42 днями в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии.
При подаче заявления должны быть предоставлены следующие сведения: имя, фамилия, пол, место и дата рождения ребенка; имя, фамилия, место работы и адрес проживания родителей; день заключения брака или гражданского партнерства родителей; добрачная фамилия матери, а также иная, если менялась. В качестве документа родителя может быть использован один из следующих: паспорт; свидетельство о рождении; заявление о перемене имени или т.н. «Deep Poll» (не является документом о перемене имени по российскому законодательству), водительское удостоверение, документ, подтверждающий адрес постоянного проживания (например, счет за ЖКХ с указанием адреса), свидетельство о заключении брака или гражданского партнерства. Необходимо также представить документ о рождении и медицинскую карту ребенка (действительна до поступления ребенка в школу).
По желанию родителей в свидетельство о рождении могут быть внесены их иные имена и фамилии, если менялись. В таком случае в соответствующую графу вводится сноска «известен (известна) также как». Примечательно, что такие изменения могут быть внесены уже после получения свидетельства о рождении. Как правило, этим правом широко пользуются обладательницы гражданства России, имеющие расхождения в фамилиях, указанных в российском и британском паспортах. В течение года изменения вносятся бесплатно. Позднее этот процесс занимает больше времени и требует оплаты государственной пошлины в размере около 100 британских фунтов.
Если ребенок родился не в браке, то после регистрации бракосочетания родители имеют право перерегистрировать его рождение с выдачей нового свидетельства взамен предыдущего. При этом они вправе изменить ребенку имя и фамилию. Факт перерегистрации фиксируется в п.15 свидетельства, где указывается новая дата с пометкой «по полномочию главного регистратора» («on the authority of the Registrar General»).
Заявление о регистрации рождения может быть подано одним из родителей, если на момент рождения ребенка они состояли между собой в браке или гражданском партнерстве. В противном случае обращение только со стороны одного из родителей допускается при условии представления заполненного вторым родителем официального заявления о родительском статусе (statutory declaration of parentage form) или на основании судебного решения об установлении отцовства.
В случае если мать не состоит в браке или гражданском партнерстве с отцом ребенка и отцовство в отношении ребенка не установлено, данные отца в свидетельство о рождении не вносятся. Сведения об отце ребенка могут быть внесены на основании заявления отца при установлении отцовства одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка. В Северной Ирландии, например, в случае рождения ребенка в незарегистрированном партнерстве или в женской паре сведения об отце могут быть внесены в свидетельство о рождении только при его личном присутствии или на основании заявления отца об установлении отцовства.
В Соединенном Королевстве разрешены однополые браки и гражданские партнерства. Для регистрации рождения родителям, состоящим в таких союзах, необходимо дополнительно установить в судебном порядке родительский статус, а в случае женской пары – подписать «соглашение о родительстве». В таких ситуациях в свидетельстве о рождении будут указаны не мать и отец, а первый и второй родители.
Подать заявление о регистрации рождения вправе также лицо, присутствовавшее во время родов, опекун или представитель администрации медицинской организации, где родился ребенок. В Северной Ирландии заявить о рождении также управомочены бабушки и дедушки, тети или дяди ребенка, «которым известно о его рождении». Если роды проходили не в медицинском учреждении, то обратиться к регистратору может и лицо, проживающее в доме или квартире, где родился ребенок.
Дипломатические и консульские учреждения Великобритании также имеют право регистрировать рождение ребенка, однако это является необязательным условием. В соответствии с опубликованной информацией на официальном сайте правительства Великобритании (www.gov.uk), ребенок в первую очередь должен получить свидетельство о рождении того государства, где он был рожден.
Регистрация брака
К лицам, принявшим решение официально оформить семейный союз, предъявляются следующие требования:
- достижение шестнадцатилетнего возраста;
- наличие свидетельства о рождении;
- представление заверенной копии свидетельства о разводе или расторжении брака (в случае пребывания ранее в браке или гражданском партнерстве);
- подача свидетельства о смерти супруга/супруги (если заявитель овдовел/а).
К документам, выданным на иностранном языке, должен быть приложен нотариально заверенный перевод на английский язык.
Заявление в Бюро принимается также при неполном комплекте документов с обязательством донести недостающие по мере их готовности, но не менее чем за 29 дней до планируемой даты церемонии бракосочетания.
Жениху/невесте, проживающему(ей) за пределами страны и имеющему(ей) иностранное гражданство, необходимо удостоверить отсутствие препятствий для вступления в брак соответствующим официальным документом с переводом на английский язык. Требование не распространяется на проживающих на территории Соединенного Королевства два года и более.
На регистрацию брака приглашаются два свидетеля в возрасте от 16 лет. По завершении церемонии в актовой записи ставятся подписи обеих сторон, должностного лица, двух свидетелей, после чего выдается свидетельство о заключении брака.
Общенациональный Закон о гражданском партнерстве, позволяющий оформить отношения однополым парам, был принят в Соединенном Королевстве в 2004 г.
Дипломатические представительства Великобритании за рубежом также имеют право регистрировать браки. Данная процедура носит название «консульская свадьба» (consular marriage). Для этого нужно записаться на прием в консульский отдел посольства либо Генеральное консульство, заявление рассматривается в течение 14 дней, после чего в течение последующих трех месяцев можно заключить брак. Минимальный срок нахождения за границей для этой цели – 7 дней. Если подданный Великобритании вступает в брак с иностранцем, то гражданин другого государства должен предоставить документ страны пребывания либо посольства своей страны об отсутствии каких-либо препятствий для бракосочетания.
Расторжение брака и установление отцовства производятся только в судебном порядке без последующей регистрации в органах записи актов гражданского состояния.
Государственная регистрация перемены имени
Британским законодательством не предусмотрен компетентный орган, производящий государственную регистрацию перемены имени.
По общему правилу, для этого достаточно письменного волеизъявления лица, удостоверенного в нотариальной форме. Документом, который подтверждает факт перемены имени, является «Deed Poll», представляющий, по сути, одностороннее письменное обязательство человека отказаться от своего старого имени в пользу нового. Данный документ подписывается заинтересованным лицом в присутствии двух свидетелей и удостоверяется нотариусом, после чего может предъявляться по месту требования. В Северной Ирландии перемена имени осуществляется в органе записи актов гражданского состояния («General Register Office of Northern Ireland»).
Важно подчеркнуть, что такой подход к вопросу перемены имени посредством оформления «Deed Poll» создает значительные трудности при обращении российских граждан в РКЗУ. Поскольку «Deed Poll» не подпадает под определение документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение актов гражданского состояния (в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ), этот документ не может считаться основанием для замены как внутреннего, так и заграничного паспорта гражданина Российской Федерации. Таким образом, граждане, имеющие на руках британские и российские паспорта на разные фамилии, вынуждены перед оформлением нового загранпаспорта на британскую фамилию зарегистрировать перемену имени в соответствии с российским законодательством.
Усыновление (удочерение). Британское законодательство допускает усыновление (удочерение) лицами старше 21 года независимо от их семейного положения. Иностранные граждане также вправе усыновлять (удочерять) при условии их постоянного проживания на территории Соединенного Королевства не менее года с момента подачи документов на усыновление. После регистрации усыновления (удочерения) оригинальное свидетельство о рождении ребенка изымается, а взамен выдается документ, подтверждающий регистрацию данного акта гражданского состояния.
Регистрация смерти с точки зрения специфики работы РКЗУ заслуживает особого внимания. В соответствии с британским законодательством любая смерть, наступившая без очевидных и естественных причин, официально классифицируется как «подозрительная» и требует проведения т.н. коронерского расследования с последующим вынесением соответствующего решения коронерским судом. В таких случаях решение о выдаче тела умершего родственникам принимается лично коронером после проведения всех необходимых мероприятий (в т.ч. судебно-медицинской экспертизы). При необходимости быстрого захоронения умершего, тело выдается родственникам вместе с т.н. «коронерским заключением о смерти», которое, по сути, является предварительным документом, удостоверяющим факт смерти, но без указания ее причины. Этот документ позволяет родственникам произвести захоронение умершего на территории Соединенного Королевства либо репатриировать тело за границу (при этом для репатриации тела умершего в любом случае необходимо получить у коронера соответствующее разрешение, даже если требуется установление обстоятельств смерти в судебном порядке). Следует отметить, что сроки коронерского расследования не регламентированы, а процесс может занять недели и даже месяцы.