Генеральное консульство России в Эдинбурге, Великобритания
Tel./ Тел.: (+44) 131 225 70 98
Для экстренной связи (только в случаях угрозы здоровью и безопасности российских граждан): +44 (0) 780 593 24 54
/
07 июня / 2022

О нарушениях прав российских граждан и соотечественников в Великобритании

Массовых нарушений прав российских граждан в Великобритании, в том числе в местах содержания под стражей, до начала спецоперации России по демилитаризации и денацификации Украины зафиксировано не было. В основном граждане России обращались в консульский отдел Посольства по вопросам семейных споров о разделении родительских прав, в частности определения порядка проживания детей с тем или иным родителем. Данные ситуации возникают как у российских, так и у смешанных пар. Такие дела находятся на контроле росзагранучреждений в Лондоне и Эдинбурге, согражданам оказывается консультативная помощь, при необходимости российские представители принимают участие в судебных заседаниях.

В целом российские граждане глубоко интегрированы в местное общество, и потому до 2022 г. им не приходилось сталкиваться с ущемлением их прав по национальному, этническому или религиозному признаку, а также с какими-либо иными притеснениями. В течение 2021 г. российское Посольство получало единичные сигналы от соотечественников о предубеждениях со стороны остальной части населения в связи с публикациями в местных СМИ о наличии у российской диаспоры якобы тесных связей с российскими спецслужбами.

Не было отмечено фактов препятствования британскими органами власти деятельности организаций российских соотечественников и их клубов «по интересам». В частности, довольно активно работает созданный в марте 2020 г. «Союз помощи соотечественникам в Великобритании», основной задачей которого является повышение правовой грамотности представителей русскоязычной диаспоры и оказание содействия в решении социально-бытовых проблем.

Ситуация кардинальным образом изменилась на фоне событий на Украине в феврале 2022 г., когда в стране начали повсеместно фиксироваться случаи травли русских и русскоязычных граждан. Соответствующие обращения по сей день регулярно приходят на электронную почту Посольства. Широкое распространение получило использование владельцами общественных мест листовок с лозунгом «GOOD russian = DEAD russian». Социальные сети наполнились комментариями русофобского характера, содержащими угрозы как в отношении высшего руководства России, так и в отношении рядовых этнических русских и лиц, имеющих даже косвенные связи с Россией или территорией бывшего СССР.

Нападениям подверглось и здание консульского отдела Посольства, которое «активисты» закидывали яйцами и в котором были разбиты окна зала приема граждан. Вопреки международно-правовым обязательствам Великобритании российские дипломаты подверглись ограничению права на труд и справедливые и благоприятные условия труда, на доступ к любому виду обслуживания, предназначенному для общественного пользования и на личную безопасность и защиту со стороны государства. В частности, речь идёт об ограничении доступа к банковскому счёту Посольства, отказе официального дилера «BMW» от обслуживания автопарка Посольства, отключении так называемой «тревожной кнопки» в зданиях Посольства и Резиденции Посла России в Великобритании, а также в загородной резиденции, проникновение на территорию загородной резиденции и порча её имущества.

Антироссийская истерия не обошла стороной сферы культуры и спорта. Так, британские аукционные дома «Кристис», «Сотбис» и «Бонамс» отказались проводить торги предметов российского искусства[1]. Бирмингемская королевская консерватория отстранила своего российского выпускника от участия в музыкальном конкурсе в Дубае[2]. Кардиффский филармонический оркестр, в свою очередь, отказался от проведения концерта, посвященного творчеству П.Чайковского. В официальном сообщении на сайте учреждения культуры при этом было сказано, что в настоящее время представление программы, включающей увертюру «1812 год», было бы неуместным[3]. Королевский оперный театр отменил лондонские гастроли балета Большого театра[4]. Лондонская национальная галерея приняла решение о переименовании картины Э.Дега «Русские танцовщицы» в «Украинских танцовщиц» по просьбе украинской художницы М.Найем[5].

На территории Великобритании российским командам и гонщикам было запрещено участвовать в любых автомобильных соревнованиях. В частности, российский пилот автогонки «Формула-1» Н.Мазепин был отстранён от Гран-при Великобритании[6]. Угрозы отстранения от турниров поступали и в адрес российских теннисистов. Так, публичного осуждения российской спецоперации требовали от Д.Медведева, обуславливая этим возможность его участия в Уимблдоне[7].

В Оксфорде мародёры разграбили церковь Святого Николая Чудотворца. Разорён алтарь, украдены святые мощи, алтарные сосуды и распятие. Разграблены церковная книжная лавка и ящик с пожертвованиями, которые прихожане собирали для беженцев из Украины. Полиция информирована о происшествии и проводит расследование[8].

В Уоррингтоне местные власти предприняли попытку закрыть русскую школу, где обучались дети в том числе из Латвии, Литвы и Украины. Сохранить для них образовательное пространство удалось благодаря подготовке соответствующей петиции[9].

Чтобы отрезать состоятельным россиянам доступ к британским банкам на счетах планируется установить лимит в размере 50 тыс. фунтов стерлингов[10].

Наконец, фонд Soviet War Memorial Trust Fund отказался от проведения в 2022 г. памятных мероприятий по случаю Дня Победы, организацией которых он занимался в предыдущие годы.

Что же касается российских журналистов и работников медиа-сферы, то они сталкиваются с серьёзными притеснениями уже не первый год.

В июле 2015 г. в связи с введением ЕС персональных санкций в отношении генерального директора МИА «Россия сегодня» Д.Киселева британским банком «Barclays» был заморожен счет лондонского офиса «РИА-Новости». Объяснения (в том числе от юристов), что Д.Киселев не является владельцем данного СМИ, были проигнорированы. В настоящее время представители «РИА Новости» в Великобритании по-прежнему не могут пользоваться своим корпоративным банковским счетом, что препятствует нормальному функционированию корпункта.

С февраля 2016 г. прибывший в Великобританию корреспондент «Первого канала» Т.Сиразиев не смог открыть счет в «NatWest Bank», а также в каком-либо другом банке. Причины отказа ему не разъясняются. До настоящего момента проблема так и не решена, что существенно затрудняет работу корреспондента на территории страны.

В феврале 2016 г. без объяснения причин банк «HSBC» закрыл корпоративный счет британского офиса телеканала «Россия 1», а также личный счет шеф-корреспондента А.Хабарова.

С декабря 2018 г. телеканал «RT» является объектом судебного разбирательства, инициированного британским медиарегулятором «Офком» под предлогом нарушения принципа «беспристрастности» Вещательного кодекса. Речь идет о семи новостных выпусках, вышедших в эфир с 17 марта по 26 апреля 2018 г. (два из них были посвящены тематике инцидента в Солсбери, остальные – ситуации с героизацией нацизма на Украине и военным действиям в Сирии).

Не дожидаясь решения Высокого суда Лондона, «Офком» опубликовал результаты своего расследования в отношении указанных материалов «RT» и назначил показательно высокий штраф в 200 тыс. фунтов стерлингов. В подготовленной при помощи британских юристов апелляции на действия медиарегулятора телеканал «RT» представил обстоятельные доводы, опровергающие обвинения «Офком». Основное положение апелляции «RT» заключалось в том, что британский медиарегулятор не выполнил обязательства, предусмотренные параграфом 3 британского закона «О правах человека» 1998 г. (Human Rights Act), согласно которому «Офком» должен интерпретировать и применять принцип «должной беспристрастности» в полном соответствии со статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в частности обеспечивать свободу граждан и СМИ «получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ». Кроме того, «RT» указал, что «Офком» не принял во внимание тот факт, что при освещении инцидента в Солсбери британские СМИ действовали в русле доминирующих установок, которые изначально исходили из того, что отравление Сергея и Юлии Скрипалей было совершено «по указанию Кремля». В данной связи «RT» не считал необходимым в рамках своих выпусков дополнительно разъяснять позицию британских властей в отношении инцидента в Солсбери и делал акцент на разъяснении позиции российской стороны по данному делу.  

По итогам рассмотрения апелляции в июне 2019 г. Высокий суд Лондона признал, что юристы «RT» представили «доказуемый набор доводов, которые должны быть полностью проанализированы», и позволил «RT» в ходе дальнейшего судебного разбирательства оспорить решение медиарегулятора. Однако в конце марта 2020 г. тот же суд отклонил требование «RT» признать незаконным штраф в 200 тыс. фунтов, наложенный «Офкомом». Судья Д.Дингеманс назвал «расплывчатым» аргумент «RT» по поводу доминирующих установок для СМИ. Также были отвергнуты ссылки представителей телеканала на то, что требование обеспечения беспристрастности противоречило принципу свободы выражения мнений. В решении суда было отмечено, что «единственное требование заключалось в том, чтобы в новостных выпусках «RT» был обеспечен баланс мнений, гарантирующий должную беспристрастность».

В апреле 2020 г. «RT» подал повторную апелляцию в Высокий суд Лондона по данному делу с дополнительными разъяснениями своей позиции, которая была отклонена в конце 2021 г. В настоящее время руководство «RТ» планирует продолжить разбирательство и готовит подачу апелляции в Европейский Суд по правам человека.

С ограничениями сталкивается в Великобритании и информационное агентство «Спутник». Ему, а также корреспондентам телеканала «RТ» в июле 2019 г. было отказано в получении аккредитации для освещения Глобальной конференции по свободе СМИ. МИД Великобритании со ссылкой на обвинения «Офкома» объяснил отказ «активной ролью «RT» и «Спутника» в распространении дезинформации». В свою очередь, занимавший тогда пост министра иностранных дел Великобритании Дж.Хант публично поддержал недопуск на мероприятие представителей телеканала «RТ» и агентства «Спутник», назвав их «не свободными СМИ, а рупорами российского государства».

Аналогичная ситуация повторилась в декабре 2019 г., когда сотрудника «RТ» сначала аккредитовали, но в последующем не допустили на саммит НАТО. По прибытии в медиацентр представитель «RТ» был задержан местной службой охраны, после чего уже сотрудники полиции обыскали журналиста, проверили его документы, оборудование и объявили об аннулировании его аккредитации. Свои действия полицейские обосновывали положениями закона «О терроризме». Запросы «RТ» в адрес оргкомитета саммита НАТО и самой организации были оставлены без разъяснений.

Условия, в которых вынуждены работать представители российских СМИ в Великобритании, и сейчас остаются сложными. Прежде всего это связано с постоянным давлением, которое на них оказывают власти страны. Наши корреспонденты испытывают трудности в получении информации, а также установлении контактов. Имеются примеры, когда российские журналисты на протяжении продолжительного времени вынуждены дожидаться решения британских властей о продлении их рабочей визы, что фактически привязывает их к определенному месту и препятствует полноценному ведению журналистской деятельности. Кроме того, всё это усугубляется ещё и чрезвычайно сложной ситуацией с первичной выдачей британцами виз представителям российских СМИ.

На этом фоне не вызывает удивления то, что освещение российской специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, по мнению британского медиарегулятора, должно осуществляться исключительно в прозападном ключе. Отказ от того, чтобы характеризовать происходящее там как «вторжение на территорию суверенного государства», стоило «RT» лицензии на право вещания на территории Соединённого Королевства. В обоснование своего решения «Офком» сослался на одновременное проведение 29 расследований  в отношении данного СМИ с целью проверки «надлежащей беспристрастности» преподнесения им новостей о событиях на Украине[11].

https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/humanitarian_cooperation/1815559/