О Северных конвоях
Одной из наиболее ярких, героических и трагических страниц истории отношений между Россией и Великобританией являются Северные (также называемые Полярными или Арктическими) конвои.
Начиная с августа 1941 г. и до самого конца Великой Отечественной войны в северные порты Советского Союза - в первую очередь, Мурманск и Архангельск - из Великобритании, а затем и США морем поступали ценные грузы, в т.ч. вооружение, сырье, продукты питания. Вскоре после первых походов, осуществлявшихся по инициативе британской стороны, помощь стала оказываться в рамках программы Ленд-лиза. Одновременно с этим, важные поставки осуществлялись и из СССР в Великобританию.
Рейсы преимущественно непредназначенных для таких целей грузовых советских, британских, американских, канадских, норвежских, польских, голландских и других союзных судов проходили в чрезвычайной сложной и опасной обстановке. Угрозу плаванию представляли не только тяжелые погодные условия, но и целенаправленные действия гитлеровских ВМФ и ВВС, имевших возможность пользоваться базами в оккупированной Норвегии. Им противостояли корабли и авиация ВМФ Великобритании и Северного флота ВМФ СССР, экипажи которых проявляли наравне с моряками участвовавших в конвоях торговых судов чудеса героизма.
Успех операций по доставке грузов давался дорогой ценой. Наиболее трагическая судьба постигла конвой PQ-17, направившийся в СССР в июне 1942 г. Из 35 торговых судов лишь 11 смогли достичь порты назначения.
Северные конвои имели стратегическое значение как для Советского Союза, так и для западных держав. Поставляемые грузы имели неоспоримую ценность, в ходе операций по защите конвоев гитлеровским ВМФ и ВВС наносился значительный урон, однако не менее важной была моральная составляющая операций, которые благодаря усилиям рядовых моряков и летчиков на деле демонстрировали союзнический дух и являлись практическим воплощением сотрудничества стран Антигитлеровской коалиции в деле борьбы с фашизмом.
В Шотландии память о Северных конвоях и уважение к их участникам занимают особое место, поскольку именно из северных бухт Лох-Ю и Скапа-Флоу союзнические корабли и суда уходили в походы в Мурманск и Архангельск. Шотландцами были и многие моряки британского ВМФ и торгового флота.
В настоящее время в Шотландии, в поселке Олтби на берегу бухты Лох-Ю, открыт Музей Северных конвоев. Подробнее о нем можно узнать на сайте http://www.russianarcticconvoymuseum.co.uk/ .
В поселке Коув, также на берегах Лох-Ю, и на острове Хой в Оркнейском архипелаге расположены два памятника участникам Северных конвоев. Первый был воздвигнут усилиями британских ветеранов, второй является совместным российско-британским проектом.
Кроме того, еще один памятник, косвенно связанный с операциями на Арктическом театре военных действий, расположен в городе Данди. Здесь находится мемориал в память о моряках-подводниках, базировавшихся в Данди в годы Второй мировой войны и не вернувшихся из походов. Одним из экипажей, которому посвящен мемориал, является экипаж советской подводной лодки В-1 под командованием Героя Советского Союза И.И.Фисановича. Экипаж входил в состав именно Северного флота, и лодка погибла при переходе из Данди в советскую базу Полярное.
Российская сторона уделяет приоритетное внимание сохранению памяти о Северных конвоях и возданию должного их участникам.
На протяжении ряда лет советское, а затем российское правительство награждало британских ветеранов конвоев отечественными памятными медалями.
Ежегодно ко Дню Победы в Великой Отечественной войне у памятников в Коуве и на о-ве Хой дипломатами Генерального консульства России в Эдинбурге возлагаются венки. Тесное сотрудничество осуществляется с Музеем в Олтби. В 2013 г. Генконсульство содействовало проведению Национальным музеем Шотландии тематической выставки в Эдинбургском замке.
Кроме того, в России установлен ряд памятников участникам Полярных конвоев, важнейшие из них расположены в Мурманске и Архангельске. Также в России действуют организации ветеранов конвоев.