Генеральное консульство России в Эдинбурге, Великобритания
Tel./ Тел.: (+44) 131 225 70 98
Для экстренной связи (только в случаях угрозы здоровью и безопасности российских граждан): +44 (0) 780 593 24 54
/

Советские летчики в Шотландии в годы Великой Отечественной

Советские летчики на авиабазе ВВС Великобритании Эррол, Шотландия

Одним из интереснейших эпизодов сотрудничества нашей страны и Великобритании в годы Второй мировой войны является пребывание в Шотландии в 1943-1944 гг. группы советских летчиков, которые проводили приемку британских транспортных самолетов «Албемарл» и обучались пилотированию этих авиамашин. Пилоты входили в состав 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ СССР (в 1941-1942 гг. – Московская авиагруппа особого назначения, МАОН, с 1944 по 1946 гг. – 10-я Гвардейская авиатранспортная дивизия).

Сейчас в честь советских экипажей на аэродроме Эррол, который расположен вблизи городов Перт и Данди, установлена мемориальная доска. В память о них проводятся торжественные мероприятия, но на протяжении долгих лет об особо важном задании наших летчиков было известно совсем немного. В этом разделе нашего Вы сможете ознакомиться с материалами, подготовленными на основании исследований и публикаций Анны Юрьевны Белорусовой, внучки одного из базировавшихся в Шотландии летчиков Петра Ивановича Колесникова. 

История пребывания советских летчиков в Шотландии

Летом 1942 г., в один из тяжелейших периодов Великой Отечественной войны, критической становится нехватка военно-транспортных самолётов для переброски войск, вооружения и боеприпасов на решающие участки фронта. 7 сентября 1942 года И.В.Сталин в телеграмме Послу СССР в Великобритании Ивану Михайловичу Майскому поручил договориться о поставке «хотя бы 500 транспортных самолётов». Британское правительство сообщило о возможности предоставить 100 двухмоторных бомбардировщиков. Предложение было принято, и представители советской военной миссии выехали на авиазавод договариваться о модификациях самолёта «Албемарл» под военно-транспортный вариант.

6 ноября У.Черчилль при встрече с И.М.Майским представил советскому дипломату историю создания самолёта «Албемарл». В 1938 году британское правительство, опасаясь нехватки алюминия, разместило заказ на разработку получившего в будущем название  «Албемарл» бомбардировщика смешанной конструкции: фюзеляж и центроплан крыла имели трубчато-стальной каркас и деревянную обшивку. Когда самолет был запущен в серийное производство, стало очевидно, что по своей сложности пилотирования бомбардировщиком он быть не может. Ему отвели роль военно-транспортного самолёта, который мог бы совершать перелеты на дальние расстояния.

В качестве маршрута перегонки самолетов утвердили так называемую авиалинию Молотова – Керра (маршрут, которым советский Народный комиссар иностранных дел, заместитель председателя Государственного комитета обороны В.М.Молотов воспользовался для беспосадочного перелета в Великобританию, получивший такое название в честь самого Молотова и британского посла в СССР А.Керра). Беспосадочный ночной перелёт британского тяжёлого бомбардировщика с шотландского аэродрома Прествик в Москву пролегал через Северное море, оккупированную Норвегию, нейтральную Швецию и Балтийское море. Британское правительство предложило организовать полный курс обучения на «Албемарл» для советских экипажей в Шотландии. Задача по перегонке самолётов была возложена на лётчиков Московской авиагруппы особого назначения (МАОН).

В соответствии с постановлением Государственного Комитета обороны от 7 декабря 1942 года в составе 1-й авиатранспортной дивизии, в которую к этому моменту переформировали МАОН, были подготовлены 20 перегоночных экипажей. Первую группу из 10 человек доставил в Шотландию 11 января 1943 года британский тяжёлый бомбардировщик «Либерейтор».

Летчики разместились на военном аэродроме Эррол, открытом 1 августа 1942 года. Авиабаза представляла собой три взлётно-посадочные полосы в форме буквы «А» с двухэтажной диспетчерской вышкой и многочисленными вспомогательными строениями на открытой равнине. На аэродроме проходили тренировку лётчики стран антигитлеровской коалиции, всего было расквартировано около двух тысяч человек.

Глава советской военной миссии в Великобритании адмирал Николай Михайлович Харламов писал: «Лётный состав приступил к работе по программе: летчики и бортмеханики изучают самолёт, мотор и оборудование на заводах, радисты и штурманы изучают материальную часть в Эрроле. 20 января приступят к лётной тренировке. Экипажи размещены в Эрроле удовлетворительно и питанием обеспечиваются в достаточной степени. Недостатком является внешний вид лётчиков, прибывших в разношёрстном обмундировании, без знаков различия. Это усложнило отношения между ними и англичанами-инструкторами (офицеры), которые рассматривают лётчиков как рядовой состав». После этого было принято решение заказать у портного из Данди пошив советской военной формы для лётного состава особой авиагруппы.

В течение двух месяцев ещё семь групп прибыли из Москвы. После завершения курса подготовки в составе 305-й особой части на авиабазе Эррол экипажи должны были к 1 апреля перегнать по северному маршруту первую партию самолётов. Дополнительно к этому британское правительство выразило готовность передать ещё сотню «Албемарл».

Из докладной записки начальника ГУ ГВФ генерал-полковника авиации Фёдора Алексеевича Астахова заместителю председателя ГКО В.М.Молотову: «Докладываю, что в ночь с 3 на 4 марта из Англии в СССР был осуществлён перелёт первого самолёта «Албемарл» под управлением пилота Шорникова. Вылетел с аэродрома Эррол 3 марта в 20 ч. 45 московского времени и благополучно приземлился на аэродроме Внуково 4 марта в 8 ч. 00. Продолжительность полёта 11 ч. 15. Высота 4-4.5 км. Самолёт покрыл расстояние 2662 км».

До конца апреля 1943 года советские экипажи перегнали 14 самолётов, два из которых до Внуково не долетели: один был сбит зенитной артиллерией над Швецией, другой пропал без вести.

Ещё один «Албемарл» потерпел крушение у озера Лох-Тей во время тренировочного полёта. Существуют противоречивые данные о причинах трагедии, но по свидетельствам очевидцев, экипаж под командованием  Героя Советского Союза Александра Ивановича Груздина смог отвести падающий самолет от расположенных в округе жилых домов и ценой своих жизней уберечь местных жителей.

Весь процесс подготовки самолётов британского производства к переправке в СССР, обучение советских лётчиков находились под пристальным вниманием высшего руководства СССР. Особым вопросом тогда был и маршрут перегонки самолетов. 

Из докладной записки начальника ГУ ГВФ генерал-полковника авиации Ф.А.Астахова членам Государственного комитета обороны В.М.Молотову, А.И.Микояну, Г.М.Маленкову: «С 1 мая тёмного времени для перелётов не хватает. Маршрут граничит с широтой белых ночей, и наши самолёты могут быть легко обнаружены истребителями противника. Считаю необходимым пересмотреть маршрут перегонки с целью сохранности лётного состава и материальной части. Предлагаем на Ваше рассмотрение южный маршрут на период коротких ночей до 1 сентября через Алжир — Триполи — Каир — Тегеран — Баку. Протяжённость 10 075 км. Просим разрешить вступить в переговоры с англичанами для уточнения аэродромов промежуточных посадок, организации технического обслуживания».

К концу июня 1943 года тренировочная программа советских экипажей в Эрроле была завершена. Советские лётчики были приглашены на церемонию чаепития с представителем короны лордом Монтрозом в эдинбургской резиденции британских монархов дворце Холируд. Им была предоставлена гостевая трибуна на финальном матче футбольного Кубка в Глазго. Несмотря на завесу секретности проводимой британскими ВВС операции по бомбардировке Берлина, британское командование пригласило командиров советских экипажей на авиабазу в Йорке, где они наблюдали за вылетом армады тяжёлых бомбардировщиков «Галифакс» на Берлин.

25 июня британское правительство подтвердило южный маршрут перегонки, и советские экипажи на поезде отправились на юг Англии, где на берегу Ла-Манша располагалась авиабаза Хёрн. В июле всё было готово к перелёту в Москву по южному маршруту.

В это время отечественный НИИ ВВС представил «Акт по результатам государственных испытаний импортного самолёта «Албемарл»: несмотря на мощные моторы «Бристоль Геркулес», машина имела существенные конструктивные и производственные недостатки. Свои оценки дали лётчики: «По своим лётным данным «Албемарл» не принадлежит к числу новшеств современной техники в самолётостроении, а, наоборот, к числу отсталых и сходящих с вооружения самолётов. Я, как советский лётчик, к сожалению, не могу дать положительного отзыва. Командир корабля Яковлев. Налетал 40 часов, перегнал 1 самолёт из Англии в СССР. 20.07.43».

21 сентября советский поверенный в делах в Лондоне А.А.Соболев вручил британскому министру иностранных дел Э.Идену письмо с перечнем 40 дефектов «Албемарла», требующих устранения. Британские заводы не справлялись с объёмом и сроками работ. Британское правительство предложило перенаправить зарезервированную партию «Албемарлов» на средиземноморский театр военных действий. Но такой вариант был отклонен: на советско-германском фронте по-прежнему испытывалась острая нехватка в военно-транспортных самолётах.

Перспективы перегоночной операции «Албемарл» выглядели неопределённо. Советские летчики ждали прибытия с заводов доработанных самолётов, чтобы испытать их в Эрроле. Такая привычная для британцев неспешная, плановая работа была в тягость. На Родине шла война, где их сослуживцы сражались насмерть с гитлеровцами. Удручала и потеря связи с родными и близкими по причине секретности командировки.

В московском архиве хранится письмо одного из лётчиков, которое так и не было доставлено адресату: «Дмитрий Степанович, Анатолий Иванович! Мои друзья! Вот скоро уже год, как я за пределами своей страны, и только 3-4 месяца несколько оправдали это пребывание, а остальное время - как «лондонский туман». Ни цели, ни ясности на перспективу. Люди живут ответственным и горячим периодом войны, а мы, 50 человек в сомкнутом кругу, духовно питаемся сообщениями по радио. Я скажу вам, что всю глубину обстановки и морального уровня ни за что не понять на словах. В чём дело? Вот вопрос, который провожает меня на сон в 1-2 часа ночи и встречает в 7 часов утра… Ваш Н (неразборчиво) … 29 ноября 1943 г. Шотландия, Эррол».

К концу декабря поступили три «Албемарла», на очереди были ещё десять. В это же время из Фэрбенкса через Берингов пролив до Красноярска уже шли регулярные поставки по ленд-лизу самолётов С-47. Это был хорошо знакомый советским лётчикам «Дуглас» в его последней модификации, ставший самым распространённым и успешным военно-транспортным самолётом армий стран-союзниц.

На Рождество советские лётчики были приглашены в Офицерское собрание авиабазы Эррол. На праздничном столе перед каждым из них лежало напечатанное на русском языке рождественское меню, украшенное шотландским символом - чертополохом.

14 января начальник ГУ ГВФ Ф.А.Астахов направил курирующему авиапромышленность Г.М.Маленкову доклад, в котором дальнейшая перегонка «Албемарла» была признана нецелесообразной. В марте советские лётчики по группам отбыли из Эррола в морские порты Ливерпуля, Лондондерри, Инвернесса, Гринока и Турсо. Одну группа была доставлена домой через Норвежское и Баренцево море вместе с очередным союзным Северным конвоем. Остальные лётчики на британских кораблях прошли Атлантику, Гибралтар и Средиземное море до Александрии и вылетели из Каира советским С-47 во Внуково.

В Москве лётчикам предоставили несколько дней, чтобы увидеться с семьями, и затем они вернулись на фронт. Впереди был ещё год войны.

Авиация Великобритании глазами очевидца

Поставки «Албемарлов» из Великобритании в Советский Союз были признаны нецелесообразными. Но лётчики прошли полный курс обучения, ознакомились с материально-технической базой и конструкторскими особенностями британских транспортных самолетов, провели десятки испытательных полётов. Кроме того, они своими глазами увидели систему функционирования военно-воздушных сил Великобритании.

Из докладной записки командира перегоночной авиагруппы Вениамина Михайловича Короткова от 3 мая 1944 года:  «Расположенные на Английских островах воздушные силы представляют сбой солидную мощь. В течение года нашего пребывания в Англии можно было убедиться в том, что английское правительство уделяет большое внимание развитию воздушных сил. Это видно было по тону газет и журналов, из разговоров с офицерским составом ВВС, и особенно ясно это видно из строительства новых аэродромов и усиления старых.  

Общий культурный уровень развития личного состава авиации стоит высоко, что обуславливает его хорошую специальную подготовку. Политическое развитие подавляющего большинства слабое. Интерес к этому отсутствует. Моральное состояние и внутренняя дисциплина хорошие. Мы не видели случая, чтобы командиру пришлось повторить своё приказание и настаивать на его выполнении. Отношение командиров к подчинённым вежливое. Резкий тон в приказаниях отсутствует, и само приказание носит характер вежливого обращения. Подчинённый внимательно выслушивает приказание и немедленно его выполняет. Отношение к работе чрезвычайно серьёзное, работают медленно, методически, без рывков и спешки, обращая внимание на каждую мелочь, в результате чего качество работы, как правило, хорошее».

Память о советских летчиках в Шотландии в наши дни

В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне благодаря усилиям российских и шотландских энтузиастов и инициативе А.Ю.Белорусовой и ветеранов российской гражданской авиации при поддержке Генерального консульства России в Эдинбурге впервые появилась возможность воздать должное советским летчикам, оказавшимся в годы Великой Отечественной войны  Шотландии.

15 мая 2015 года в Центре истории аэродрома Монтроз открылась посвящённая советским лётчикам выставка. Выступая на открытии, Генеральный консул России в Эдинбурге Андрей Анатольевич Прицепов отметил: «Заслуги этих лётчиков не ограничились подвигами в годы войны. Они позволили нам вновь встать плечом к плечу здесь и сейчас. Мы должны сделать всё, чтобы имена и подвиг советских пилотов стали бессмертными и в России, и в Великобритании, поскольку только память об ужасах и жертвах той войны позволит избежать повторения трагедии». С британской стороны с приветственной речью к собравшимся обратилась представитель королевы в графстве Ангус лорд-лейтенант Джорджина Осборн. Почётными гостями на открытии стали шотландские ветераны и делегация, прибывшая из аэропорта Внуково, где в военные годы базировалась 1-я авиатранспортная дивизия.

Созданная в Монтрозе экспозиция содержит информацию об установлении союзнических отношений между СССР и Великобританией в годы войны, формировании Антигитлеровской коалиции, британских союзнических поставках в Советский Союз, событиях на фронтах Великой Отечественной и о сложнейших боевых заданиях, которые выполняла советская авиагруппа. Часть выставки посвящена летчикам, направленным в Шотландию, причем в экспозиции использованы материалы как из личных архивов, так и из архивов Росавиации и авиамузея Внуково.

16 мая 2015 г. на аэродроме Эррол, теперь уже покинутом британскими ВВС, в память о советских летчиках была торжественно открыта мемориальная доска. Табличка была доставлена из России, в то время как шотландская инициативная группа подготовила постамент.

На церемонии открытия выступили заместитель лорда-лейтенанта области Перт и Кинрос Льюис Мейтланд, заместитель провоста области Перт и Кинрос Боб Бэнд, Анна Юрьевна Белорусова, заслуженный летчик СССР Алексей Александрович Тимофеев и Генеральный консул Андрей Анатольевич Прицепов. Были возложены венки.

Мемориальная доска в Эрроле стала еще одним – и мы надеемся, что не последним – мемориалом, увековечивающим на территории Шотландии память тех, кто сражался с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Список советских летчиков, находившихся в Шотландии в 1943-1944 гг.

  1. Коротков Вениамин Михайлович – командир группы
  2. Быстрицкий Алексей Михайлович
  3. Григорьев Михаил Иванович
  4. Груздин Александр Иванович
  5. Грушевский Дмитрий Васильевич
  6. Дриженог Пётр Алексеевич
  7. Иванов Григорий Иванович
  8. Ильченко Фёдор Филлипович
  9. Качанов Иван Зиновьевия
  10. Кварталов Сидор Егорович
  11. Книжко Евгений Онуфриевич
  12. Колесников Пётр Иванович
  13. Куликов Алексей Иванович
  14. Лабутин Борис Константинович
  15. Лахно Фёдор Афанасьевич
  16. Любимов Василий Васильевич
  17. Мосалёв Иван Георгиевич
  18. Неронов Иван Егорович
  19. Полосухин Иван Дмитриевич
  20. Русаков Пётр Михайлович
  21. Таран Григорий Алексеевич
  22. Шорников Александр Сергеевич
  23. Шутов Василий Иванович
  24. Фроловский Семён Алексеевич
  25. Яковлев Виктор Перфильевич


Вы можете подробнее узнать о фронтовом пути летчиков 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ, ознакомившись с приведенными ниже статьями А.Ю.Белорусовой.

Статьи в формате PDF:

Ссылки на статьи, размещенные на сайте «Парламентской газеты»: